Шарх

Сады праведных / 1.Книга Приказаний / Глава 50: О страхе Хадис №398

Ан-Ну‘ман передает, что он слышал, как в присутствии Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) упомянули о его дяде Абу Талибе, и он сказал: «Я надеюсь, что мое заступничество принесёт ему пользу, и его (только) поставят в огонь, который будет доходить ему до щиколоток и от которого будет кипеть его мозг».

В другой версии говорится: «…его дядя Абу Талиб». Соответственно, этот хадис посвящен Абу Талибу.
Ас-Сухайли сказал: «Поскольку Абу Талиб утвердил стопы свои в религии своего народа, отказавшись принять Ислам, тогда как в общем он следовал за Посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), наказанию подвергнутся его стопы». Однако эту версию можно подвергнуть критике.
В другой версии сказано не «мозг», а «основание мозга». Ад-Дауди сказал: «Имеется в виду внутренность его головы, просто для обозначения головы употреблено слово “мозг”, близкое по смыслу». А в версии Ибн Исхака говорится: «От него его мозг будет кипеть и стекать на его ступню».
Из хадиса следует, что разрешено приходить в гости к родственнику-многобожнику и навещать его, когда он заболеет, и что покаяние принимается, даже в разгар предсмертной болезни, до самого предсмертного хрипа. Если неверующий засвидетельствовал Истину, он избежит наказания, потому что с принятием Ислама человеку прощаются его предыдущие грехи.
Из хадиса также следует, что неверующие будут подвергаться разному наказанию в Аду, и что Абу Талибу благословение Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) принесло особую пользу. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) предложил Абу Талибу сказать: «Нет божества, кроме Аллаха», не добавляя: «Мухаммад – Посланник Аллаха», то есть, он превратил два свидетельства в одно. Возможно, причина была в том, что Абу Талиб верил в то, что Мухаммад – Посланник Аллаха, однако он не признавал Единственность Аллаха (таухид). Об этом свидетельствуют и слова самого Абу Талиба:
Меня призывал ты, и я осознал,
Что ты, несомненно, мне правду сказал.
Так было всегда: никогда ты не лгал,
И слову был верен, коль слово давал….
Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) попросил его признать, что нет божества, кроме Аллаха, потому что, признав это, он не стал бы отказываться признать и то, что Мухаммад – Посланник Аллаха.
Удивителен тот факт, что из четырех дядей Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которые застали Ислам, двое приняли Ислам, а другие двое остались язычниками, причем имена тех, кто не принял Ислам, указывали на их многобожие и приверженность язычеству. Так, Абу Талиба звали ‘Абд Манаф, а Абу Ляхаба – ‘Абду-ль-‘Узза, а принявших Ислам звали аль-‘Аббас и Хамза.
В хадисе Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) выразил надежду на то, что его заступничество принесет пользу его дяде, который умер неверующим. Однако в Коране Всевышний Аллах сказал: «И не принесет им пользы заступничество заступающихся». Это кажущееся противоречие устраняется утверждением о том, что это была одно из особых прав, дарованных Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Согласно другой версии, в аяте подразумевается не польза вообще, а только выход неверующего из Огня, тогда как в хадисе подразумевается облегчение мучений. Этого мнения придерживался аль-Куртуби.
Аль-Байхакы сказал в «Аль-ба‘с»: «Версия хадиса, в которой говорится об Абу Талибе, достоверна… Из другого достоверного хадиса следует, что за неверующих никто не будет заступаться, и это относится ко всем неверующим, и исключить кого-либо мы можем только если в нашем распоряжении имеется достоверный хадис, свидетельствующий о том, что данный человек является исключением из общего правила… А некоторые считают, что неверующий подвергается наказанию за свое неверие и за свое ослушание (грехи), и Аллах может избавить его от части наказания за ослушание, дабы доставить радость заступающемуся за него, а не в качестве награды за благие дела неверующего, поскольку благие дела неверующего обращаются в прах, как только он умирает».
Муслим приводит хадис со слов Анаса: «Что же касается неверующего, то за его благие дела ему воздастся в этом мире, а когда он переместится в мир вечный, у него не останется ни одного благого дела».
А аль-Куртуби сказал: «Ученые разошлись во мнения относительно того, какое заступничество имелось в виду – словесное, то есть Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с мольбой о том, чтобы Абу Талибу облегчились мучения, или же это было условное заступничество. В первом случае оно противоречит аяту, запрещающему просить за неверующих, хотя его можно объяснить особым правом, то есть это было разрешено Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) в одном конкретном случае. Согласно второй версии, за помощь Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и покровительство ему Аллах облегчил Абу Талибу наказание. А заступничеством это было названо потому, что причиной этого облегчения стал Пророк (да благословит его Аллах и приветствует)».
Он сказал: «Говорят также, что если тот, кому облегчается наказание, не чувствует этого облегчения, оно как будто не приносит ему пользы. Это подтверждает и сказанное ранее о том, что он будет считать, что из всех обитателей Ада именно он подвергается самому мучительному наказанию. Легкое наказание в Аду не способны вынести даже горы, и если принимать во внимание страдания, который испытывает наказываемый и которыми он поглощён, о нем действительно можно сказать, что облегчение не принесло ему никакой пользы. В связи с этим можно вспомнить историю дочери Умм Салямы, приводимую в хадисе Умм Хабибы в Книге о браке. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: “Меня и его (Абу Саляму) кормила своим молоком Сувайба”. А ‘Урва сказал: “Абу Ляхаба видели во сне, и он сказал: ‹С тех пор, как я покинул вас, я не видел блага, если не считать того, что меня напоили здесь за то, что я освободил Сувайбу›”».
А аль-Куртуби пишет в «Ат-тазкира»: «Когда неверующего приведут к Весам и чаша с его дурными делами перевесит из-за его неверия, все его благие дела исчезнут, и он войдет в огонь. Однако степени обитателей Ада неодинаковы. Положение того, кто при жизни освобождал мусульман, утешал их и помогал им, отличается от положения того, кто не делал ничего подобного. Поэтому возможно, что ему облегчилось наказание соответственно его делам. Вспомним Слова Всевышнего: “В День воскресения Мы установим точные Весы, и ни с кем не поступят несправедливо”. Однако эта теория противоречит Словам Всевышнего: “Их мучения не будут облегчены”, а также хадису Анаса, на который я указывал ранее. Конечно, есть еще хадис, который приводят Ибн Мардавейхи и аль-Байхакы со слов Ибн Мас‘уда: “Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: ‹Какие бы благие дела ни совершил мусульманин или неверующий, Аллах непременно воздаст ему за них›. Мы сказали: ‹О Посланник Аллаха, а каким будет воздаяние неверующего?› Он ответил: ‹Имущество, дети, здоровье и тому подобное›. Мы спросили: ‹А каким будет его воздаяние в мире вечном?› Он ответил: ‹Менее суровое наказание›. После этого Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) прочитал: “А в День наступления Часа подвергните род Фараона самым жестоким мучениям!”. Однако у этого хадиса слабый иснад. Если даже допустить, что он достоверный, то возможно такое объяснение: облегчение относится к наказанию за грехи, а не к наказанию за неверие».
(Комментарий к хадису взят из книги «Фатх аль-Бари. Шарх Сахих аль-Бухари»).

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "толкование хадисов"

Авторизация


Комментарии