1-40

Дела (оцениваются) только по намерениям.
Сообщается, что повелитель правоверных Абу Хафс Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал:
- Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: “Поистине, дела (оцениваются) только по намерениям и, поистине, каждому человеку (достанется) только то, что он намеревался (обрести). Так, совершавший переселение к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, а переселявшийся ради чего-нибудь мирского или ради женщины, на которой он хотел жениться, переселится (лишь) к тому, к чему он переселялся».

Этот хадис приводят имамы мухаддисов Абу Абдаллах Му-хаммад бин Исмаил бин Ибрахим бин Ибрахим бин аль-Мугира Ибн Бардизбах аль-Бухари и Абу-ль-Хусайн Муслим бин аль-Хаджжадж бин Муслим аль-Кушайри ан-Найсабури в своих «Сахихах», являющихся наиболее достоверными из тех книг, в которых хадисы распределены по классам.
Этот хадис приводят: аль-Бухари в начале своего «Сахиха» (»Книга веры», Глава о сказанном относительно того, что дела оцениваются по благому намерению и что каждому достанет-ся то, что он намеревался обрести) и ещё в пяти других мес-тах, Муслим (»Книга власти», Глава «Слова пророка, да бла-гословит его Аллах и да приветствует: «Поистине, дела оце-ниваются только по намерениям…«», № 1907), Абу Дауд (»Книга развода», Глава о том, что подразумевалось под раз-водом и намерениями, № 2201), ат-Тирмизи (»Книга о досто-инствах джихада», Глава о том, что было сказано относитель-но того, кто сражается напоказ или ради мирских благ, № 1646), Ибн Маджа (»Книга воздержания», № 4227) и ан-Наса`и (»Книга чистоты», Глава о намерении при совершении омовения, 1/59 – 60). Кроме того, этот хадис приводится в «Муснаде»(1/25, 43), а также в сборниках хадисов ад-Даракутни, Ибн Хаббана и аль-Байхаки.

Важность этого хадиса:
Поистине, этот хадис является одним из тех важных хади-сов, каждый из которых называют стержнем ислама. Он пред-ставляет собой одну из основ религии и с ним связано боль-шинство её установлений, что ясно видно из соответствую-щих высказываний улемов. Так, Абу Дауд сказал:
– Поистине, тот хадис, в котором говорится, что дела оце-ниваются только по намерениям, составляет собой половину ислама, поскольку религия может быть либо явной, и это – де-ло, либо скрытой, и это – намерение.
Имамам Ахмаду и аш-Шафи`и принадлежат такие слова:
– Хадис, в котором сказано, что дела оцениваются только по намерениям, заключает в себе треть знания, объясняется же это тем, что раб может приобрести для себя что-либо по-средством своего сердца, своего языка и различных частей своего тела. Таким образом, намерение, возникающее в серд-це, является одной из трёх вышеупомянутых частей.
Вот почему улемы любили приводить этот хадис в начале своих книг и прочих трудов. Так, аль-Бухари начинает им свой «Сахих», а ан-Навави – целых три своих труда: «Сады праведных» (Рийаду-с-салихин), «Поминания» (Аль-азкяр) и «Сорок хадисов ан-Навави» (Аль-арба`уна хадисан ан-нававийа). Смысл же этого состоит в том, чтобы обратить внимание стремящегося к знанию человека на необходимость корректировки его намерений таким образом, чтобы он стре-мился к приобретению знания и совершению благих дел только ради Аллаха Всевышнего. О важности этого свиде-тельствует тот факт, что, как следует из той версии данного хадиса, которую приводит аль-Бухари, пророк, да благосло-вит его Аллах и да приветствует, произносил эти слова во время обращения к людям с пятничными проповедями (хут-ба), и таким же образом поступал Умар, да будет доволен им Аллах. Абу `Убайд сказал:
– Нет среди хадисов другого, который заключал бы в себе столько же пользы, сколько заключает в себе этот.

Язык этого хадиса:
«Аль-хафс» – лев. Абу Хафс – кунья1 Умара бин аль-Хаттаба, да будет доволен им Аллах;
«нийат» – множественное число от «нийатун», что в обыч-ном словоупотреблении означает «стремление», а как специ-альный термин – «стремление в сочетании с действием»;
«имру`ун» – человек независимо от того, о ком идёт речь – о мужчине или о женщине;
«хиджра» – в обычном смысле слова «хиджра» означает «оставление; покидание», но как шариатский термин это сло-во подразумевает собой оставление территории распростра-нения неверия и переселение на территорию распространения ислама из страха перед искушениями. Конкретно же в данном хадисе подразумевается переселение мусульман из Мекки и других мест в Медину в период, предшествовавший завоеванию Мекки;
«…к Аллаху…»: намереваясь снискать Его благоволение и стремясь к этому.
«…переселится к Аллаху и его посланнику…»: имеется в виду, что переселение его будет принято и вознаграждено;
«…ради чего-нибудь мирского…»: ради осуществления той или иной мирской цели.

Причина появления этого хадиса:
В своём «Большом словаре» (Аль-му`джаму-ль-кябир) ат-Табарани, ссылавшийся на заслуживающих доверия людей, сообщает о том, что Ибн Мас`уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Был среди нас один человек, посватавшийся к женщине, которую звали Умм Кайс, но она отказалась выйти за него за-муж, если он не переселится, и тогда он переселился и женил-ся на ней, а потом мы стали называть его «переселенцем Умм Кайс.»11
Что же касается Са`ида бин Мансура, то в своём сборнике под названием «Ас-сунан» он приводит сообщение, снабжён-ное иснадом, который удовлетворяет условиям обоих шейхов, и заключающее в себе слова Ибн Мас`уда, да будет доволен им Аллах, который сказал:
– Совершивший переселение в стремлении к чему-нибудь (мирскому) получит за это такую же награду, как и тот чело-век, который переселился, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и которого стали называть «переселенцем Умм Кайс».2

Понимание этого хадиса и того, к чему он направляет:
1 – Намерение как необходимое условие:
По единодушному мнению улемов, дела, совершаемые дееспособными верующими, будут приняты в расчёт с точки зрения шариата и совершение их повлечёт за собой награду лишь в том случае, если они совершаются намеренно.
Намерение при сознательном совершении того или иного вида поклонения наподобие молитвы, хаджжа, поста и т.д. является одним из его столпов, без которого оно действитель-ным не будет. Что касается действий, служащих только сред-ством осуществления поклонения, например, частичного (ву-ду) и полного (гусль) омовении, то о них ханафиты говорят так: «Соответствующее намерение является необходимым ус-ловием их совершенства и получения за них награды», – тогда как мнение шафиитов и других состоит в следующем: «Наме-рение является также и необходимым условием их действи-тельности, ибо средства будут действительными только при наличии соответствующего намерения.»
2 – Время и место намерения:
Подходящим временем для формирования намерения яв-ляется тот момент, когда человек приступает к осуществле-нию того или иного вида поклонения, примером чего может служить произнесение слов «Аллах велик» перед началом мо-литвы (такбирату-ль-ихрам) или вхождение в состояние их-рама во время хаджжа, что же касается поста, то достаточно вознамериться совершить его заранее в связи с тем, что усле-дить за появлением зари трудно.
Местом намерения является сердце. Выражать своё наме-рение вслух необязательно, однако желательно, чтобы язык помогал сердцу сохранять его присутствие.
Обязательным условием формулирования намерения явля-ется определение желаемого и отделение его от всего проче-го, и поэтому одного только общего намерения совершить молитву окажется недостаточно и надо будет определить, ка-кую именно молитву человек желает совершить – полуден-ную, послеполуденную и т.д.
3 – Обязательность переселения (хиджры):
Переселение из страны неверных туда, где получил рас-пространение ислам, является обязательным для того мусуль-манина, который не в состоянии открыто исповедовать свою религию, и это установление будет действовать всегда и безо всяких ограничений. Что же касается слов пророка, да благо-словит его Аллах и да приветствует, сказавшего: «Нет (необ-ходимости в) переселении после победы», – то здесь имеется в виду, что необходимость в переселении из Мекки после того, как она была завоёвана мусульманами, отпала, в связи с тем, что этот город стал территорией ислама.
Кроме того, словом «хиджра» обозначается то, что было запрещено Аллахом, поскольку пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал:
-…а мухаджиром1 является лишь оставивший (хаджара) то, что запретил Аллах.
Говорят также: «Мусульманин покинул (хаджара) своего брата более чем на три дня», – или: «Женщина покинула ложе своего мужа», – и иногда мусульманину действительно следу-ет покинуть своего брата в исламе, совершающего прегреше-ния, а свою жену, которая проявляет непокорность, ему по-зволительно покинуть на определённое время в качестве на-казания.
4 – Данный хадис служит указанием на то, что если кто-нибудь вознамерится совершить праведное дело, но осущест-влению этого помешает нечто непреодолимое наподобие болезни, смерти или чего-нибудь ещё, то человек всё равно будет вознаграждён за это. Аль-Байдави сказал: «И дела, совершаемые без соответствующего намерения, будут недействи-тельными, поскольку намерение без совершения действия вознаграждается, тогда как действие, совершаемое без намерения, пропадает зря. Намерение по отношению к действию подобно духу в теле, и точно также как тело не может существовать без духа, так и дух не может проявиться в этом мире без связи с телом.»

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Сахих Муслим"

Авторизация


Комментарии