Хадис № 93 (8)

Глава 1. Объяснение [смысла таких понятий, как] вера, ислам и чистосердечие
Обязательность веры в предопределение Аллаха Всевышнего и указание на то, что [желательно] отстраняться от каждого, кто в [предопределение] не верит, и резко отзываться о нём

Передают, что Йахйа ибн Йа‘мур сказал: «Первым человеком, который говорил о предопределении в Басре, был Ма‘бад аль-Джухани. [Когда] я отправлялся в хаджж (или: в ‘умру) вместе с Хумайдом б. ‘Абд ар-Рахманом аль-Химйари, мы говорили: “Если мы повстречаем кого-нибудь из сподвижников посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, то спросим его, что говорят о предопределении эти [люди]”, и нам [действительно] посчастливилось [встретить] ‘Абдуллаха б. ‘Умара б. аль-Хаттаба, [которого мы увидели,] когда он входил в мечеть. Мы с товарищем встали справа и слева от него, и мне показалось, что мой товарищ [не прочь] поручить говорить мне. Тогда я сказал: “О Абу ‘Абд ар-Рахман, в наших краях появились люди, которые читают Коран и ищут знание”».
[Передатчик этого хадиса сказал]: «После этого [Йахйа] рассказал [‘Абдуллаху б. ‘Умару] об [этих людях, упомянув] о том, что они утверждают, будто предопределения нет, а [всё происходящее предопределённым не является]. [Выслушав его, ‘Абдуллах б. ‘Умар] сказал: “Когда встретишь этих [людей], извести их, что я не имею ничего общего с ними, а они — со мной. Клянусь Тем, Кем [всегда] клянётся ‘Абдуллах б. ‘Умар, будь у любого из них столько золота, сколько [весит гора] Ухуд, и израсходуй он [это золото на благие дела], Аллах не принял бы от него [этого], пока тот не уверовал бы в предопределение!”»
[Йахйа ибн Йа‘мур передал, что] потом [‘Абдуллах б. ‘Умар] сказал:
— Мой отец ‘Умар б. аль-Хаттаб сказал мне: «[Однажды,] когда мы находились в обществе посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, перед нами вдруг появился какой-то человек в ослепительно белых одеждах с иссиня чёрными волосами, по виду которого нельзя было сказать, что он является путником, и которого никто из нас не знал. Он сел рядом с пророком, да благословит его Аллах и да приветствует так, что колени их соприкоснулись, положил руки себе на бёдра и сказал: «О Мухаммад, поведай мне об исламе». Посланник Аллаха ,да благословит его Аллах и да приветствует сказал: «[Суть] ислама заключается в том, чтобы ты засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад — посланник Аллаха, совершал молитвы, выплачивал закят, соблюдал пост во время рамадана и совершил хаджж к Дому, если сумеешь сделать это». [Этот человек] сказал: «Ты сказал правду», а мы подивились тому, что он задаёт [пророку, да благословит его Аллах и да приветствует] вопросы и подтверждает правдивость его [слов]. [Потом] он сказал: «Поведай мне о вере». [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал: «[Суть веры в том,] чтобы ты веровал в Аллаха, в Его ангелов, в Его Писания, в Его посланников и в Последний день, а [также в том, чтобы] веровал ты в предопределённость как хорошего, так и дурного», [и этот человек снова] сказал: «Ты сказал правду». [Потом] он сказал: «Поведай мне о чистосердечии (ихсан)». [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал: «[Суть чистосердечия в том,] чтобы ты поклонялся Аллаху так, будто видишь Его, а если ты Его не видишь, то — [помня о том, что] Он, поистине, видит тебя». [Потом] он сказал: «[А теперь] поведай мне об [этом] Часе». [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал: «Тот, кого спрашивают о нём, знает не больше задающего вопрос». Он сказал: «Тогда поведай мне о его признаках». [Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует] сказал: «[Признаком приближения этого Часа станет то, что] рабыня породит свою госпожу, и то, что ты увидишь, как [некогда] босые, нагие и неимущие пастухи ягнят и козлят будут похваляться друг перед другом [размерами и количеством своих] домов». Потом [этот человек] ушёл, а через некоторое время [пророк ,да благословит его Аллах и да приветствует] спросил: «О ‘Умар, известно ли тебе, кто задавал эти вопросы?» Я ответил: «Аллах и посланник Его знают [об этом] лучше». [Тогда] он сказал: «Поистине, это — Джибра’ил, который явился к вам, чтобы научить вас вашей религии!»

Отправить комментарий

Другие статьи рубрики "Сахих Муслим"

Авторизация


Комментарии