Сады праведных / Хадис №681

Сады праведных / 2.Книга О Благовоспитанности / Глава 84: О стыдливости, её достоинстве и побуждении к восприятию (этого качества)

681. Передают, со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах ими обоими, что однажды посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, проходивший мимо одного из ансаров, который давал своему брату наставления относительно стыдливости, сказал ему: «Оставь его, ибо, поистине, стыдливость – от веры!» (Аль-Бухари; Муслим).

عَنِ ابْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللهُ عَنْهُمَا أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ مَرَّ عَلَى رَجُلٍ مِنَ الأنْصَارِ وَهُوَ يَعِظُ أَخَاهُ فِي الْحَيَاءِ فَقَالَ رَسُولُ اللهِ صَلى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلمَ : « دَعْهُ فَإِنَّ الْحَيَاءَ مِنَ الأيمَانِ » مُتَّفَقٌ عَلَيْهِ

Комментарии (1) на "Сады праведных / Хадис №681"

  1. Умм Иклиль:

    Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передает, что однажды Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) проходил мимо человека, который упрекал своего брата за его стыдливость, говоря: «Поистине, ты стыдишься!» И как будто он хотел сказать: «Это вредит тебе!» Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал ему: «Оставь его, ибо, поистине, стыдливость от веры».
    Подразумевается, что этот человек объяснял свему брату отрицательные стороны присущей ему стыдливости и ее вредные последствия.
    Что же касается слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «стыдливость – от веры», то Ибн ат-Тин передал от Абу ‘Абду-ль-Малика, что имеется в виду полнота, совершенство веры. А Абу ‘Убейд аль-Харави сказал, что стыдливость удерживает человека от ослушания Аллаха. ‘Ийад и некоторые другие ученые сказали: «Стыдливость была включена в веру, несмотря на то, что она является инстинктивным чувством, потому что ее применение в соответствии с нормами Шариата требует соответствующего намерения, знания и приобретения этого качества». Что же до утверждения о том, что любая стыдливость есть благо, и что она не приносит ничего, кроме благого, то нельзя принять его в качестве общего правила, из которого нет исключений, потому что в некоторых случаях стыдливость может удержать верующего от осуждения порицаемого или исполнения иных религиозных обязанностей. Однако в данном хадисе подразумевается только стыдливость, одобряемая Шариатом. А стыдливость, которая удерживает верующего от исполнения религиозных обязанностей или заставляет его ущемлять чьи-то права, это слабость, достойная порицания, и Шариат, разумеется, не одобряет ее. И хотя и то, и другое называется стыдливостью, похвальная стыдливость – та, что удерживает человека от порицаемого и запретного.
    Возможно также, что подразумевается следующее: в большинстве случаев стыдливость приносит человеку благо и делает его источником блага.
    Абу аль-’Аббас аль-Куртуби сказал: «Шариат включает в веру приобретенную стыдливость, ту, которая должна быть у верующего и которая входит в число его религиозных обязанностей, а не инстинктивная стыдливость, которая есть у некоторых людей изначально. Инстинктивная, естественная стыдливость помогает человеку снискать и приобретаемую. В некоторых случаях приобретенная стыдливость становится частью натуры человека и становится инстинктивной, или естественной. У Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) была как естественная, врожденная стыдливость, которая заставила его сподвижников сказать о нем, что он был стыдливее, чем девушка на выданье, сидящая за занавеской. А приобретенная стыдливость Посланника (да благословит его Аллах и приветствует) не уступала по силе врожденной».

Отправить комментарий

Авторизация


Комментарии